СТОЙКИ (ТАТИ) И БОЕВЫЕ ИЗГОТОВКИ (КАМАЭ) Во время кумитэ Ояма чаще всего использовал высокие естественные стойки с освобожденной от веса передней ногой - нэкоаси-дати или кокуцу-дати - и стоял совершенно расслабленно и непринужденно. Он предпочитал левостороннюю стойку, но вперед нередко выставлял заднюю, правую руку. Правостороннюю стойку Ояма принимал только эпизодически, как правило, для того, чтобы продемонстрировать какой-то особый прием. Боевые изготовки (камаэ), т.е. позиции рук, туловища и ног, в арсенале Оямы были рассчитаны, прежде всего, на защиту лица, причем не только от ударов ногами, но и от ударов кулаком. Вот описание Като Сигэо его характерной боевой изготовки: "Он использовал боевую изготовку, в которой плечо передней руки постоянно защищало подбородок, а сама рука для защиты лица была поднята вверх в боевую изготовку маэбанэ-но камаэ - "крылья спереди". Ею он мягко отклонял удары противника. Он постоянно двигался по кругу во внешнюю от противника сторону, а потом, внезапно повернувшись, наносил удар основанием (передней) ладони в лицо. Этот его удар был неотразимым и настолько мощным, что буквально сносил противников с ног". В этой изготовке ощущается влияние бокса: та же стойка боком, то же левое плечо выдвинутое вперед для защиты подбородка. Многие воспринимают камаэ как нечто статическое. Однако боевые изготовки Оямы были совсем не такими. Его руки не фиксировались в одном положении, а напротив пребывали в постоянном движении. Рассказывает Накамура Тадаси: "Во время спаррингов сосай использовал различные боевые позиции: начинал бой в боевой изготовке маэбанэ-но камаэ ("крылья спереди") с обеими ладонями, выставленными вперед, а затем быстро сближался с противником с помощью перемещения ёриаси, переходя в позицию бирин-но камаэ (оуроко-но камаэ; "чешуя на хвосте") с выставленной вперед правой рукой в ударной позиции "рука-копье" поверх левой руки или в рюхэн-но камаэ ("изменения дракона") с обоими предплечьями, помещенными горизонтально параллельно друг другу перед грудью одна над другой и попеременно сменяющими друг друга. Эти выходящие то вверх, то вниз руки превращались в удары типа уракэн-ути либо в захваты за одежду противника в положении сюто - "рука-меч" (ребро ладони). Казалось, что рука Оямы сейчас нанесет тебе удар, но когда ты пытался защитить лицо, то мгновенно оказывался на полу, сбитый подсечкой сэнсэя, напоминающей лоу-кик". Схожую картину рисует и Ояма Ясухико: "Он то прижимал свою переднюю левую руку к груди и направлял правую руку основанием ладони сётэй в лицо противнику, то выставлял вперед левую руку, а правую руку прижимал к груди".

 

  на главную                                                                                                                     далее...